Шляпа от немецкого schlappe - это головной убор, сохраняющий устойчивую форму.
Женские шляпки всегда была в центре всеобщего общественного внимания:
мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении.
История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где
в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе
из соломы. Греки покрывали голову только в путешествиях, что поспособствовало
созданию двух основных головных уборов: «шляп» (как греческий петасос с
тульей и полями) и «шапок» (как греческий пилос, похож на чепчик без
полей, обтягивающий голову). В те времена головные уборы были атрибутом знатного сословия и символом
могущества. В Древнем Египте большой плат из полосатой ткани был
привилегией фараонов, остальные, кроме рабов, довольствовались париками
из растительных материалов
В древние времена головной убор был, прежде всего, ритуальным и был
связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет
связь с потусторонним миром. Все головные уборы участников этого
священного действа - умершего и жрецов - были украшены орнаментом,
считавшимся языком духов Во Времена средневековья головные уборы,
которые были предметом роскоши, украшают плюмажем (пучками перьев),
мехами, лентами и драгоценными камнями.
В это время были также капюшоны и генины- высокие конусообразные уборы,
придуманные и введенные в моду в 1395 году Изабеллой Баварской. Потом
они приобрели двухугольную форму или полумесяца.
Один из классических головных уборов - берет - появился примерно в 400
годах до н.э. у этрусков. Тогда его носили охотники и крестьяне, а к
середине 1500-х годов берет стал пользоваться популярностью у
представителей художественной интеллигенции: актеров, музыкантов,
художников. До сих пор берет ассоциируется с богемной средой. Формы
женских головных уборов в основном повторяли мужские.
Женщинам в соответствии с церковной доктриной в течение всего дня
полагалось быть с покрытой головой. Эта форма сохранялась до середины XX
века. Крестьянки носили большие платки, а их благородные сестры -
широкие вуали, шарфы, палантины. Если к уже перечисленным прибавить
тюрбан и корону, то это будут те головные уборы, которые были созданы в
греко-римскую эпоху
Тюрбаны, как широко распространенный до
17-18 века среди мужчин и женщин головной убор, пришли с Востока и
представляли собой материю, которой повязывали голову. Похожая на
тюрбан была чалма - полотнище ткани, намотанное на голову поверх
тюбетейки, фески и т. д, который имели право носить все мужчины с 5
лет, кроме поденщиков и нищих.
К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих
великолепия, которое полагалось демонстрировать. Это был период, когда
одежда людей, находившихся у власти, уверенных в своем превосходстве и
считавших себя выше критики, стала откровенно сексуальной. Распространенный
в средние века в Европе был и чепец, который сначала использовался как
атрибут для купания и мужчинами и женщинами, но после его носили
только женщины до конца 19 века. IMAGE8$ В 14 и 15 веке моду на головные уборы диктовала Франция. Шапки в это
время были длинными и конусообразными, декорированные у мужчин
павлиньими перьями. Также были широко распространены войлочные шапки,
изготовленными ремесленниками на Руси. Восточные славяне носили шапки
немножко расширенные к верху. Крестьянские головные уборы представляли
собой высокую тулью из войлока, суженные к верху. В то время встречались
и мурмолки – шапки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой
тульей. Бояре отличались от остальных многослойными шапками. Дома они носили расшитые шапочки-тафьи (скуфьи), а вне дома на их
головах возвышались колпаки и горлатные шапки (их шили из мехов, что
были на горле зверя). Замужние женщины на Руси носили кокошники,
двурогие кики, однорогие сороки.
Французская революция принесла красные фригийские колпаки,
декорированные трехцветными кокардами и лентами национальных цветов.
Интересно, что фригийский колпак был символом свободы еще в античные
времена, когда их носили освобожденные рабы (рабам не разрешали носить
головные уборы). Существовали так же береты, шляпы из фетра, кибитки,
треуголки, цилиндры, шапокляк, касторовые шляпы, котелки и канотье. Модели, которые нельзя не заметить, относятся к самому началу 19 века. 19век называют эпохой возрождения шляпок.
Они навевали образ дамы изящной и воздушной. История .эта началась
на исходе Галантного века, когда дамы брились наголо для того, чтобы
носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, т.к.
парики выполняли их роль. В течение несколько лет до и после Французской
революции шляпы вновь вошли в моду. Задолго до этой шляпной волны
дамы в Европе носили всевозможные головные уборы – от тончайших, сильно
накрахмаленных, закрепленных в соответствующую форму вуалей и кружев до
широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время
увлечения всем китайским в середине 18 века. Носили и сооружения из
собственных и накладных волос, тканей и драгоценностей. Но эти
головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной
симфонией: в 19 веке ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпы
не выходили из дома.
В начале 19 века весьма многообразные по формам и деталям шляпы были
объединены одной общей особенностью – мантоньерками (завязками под
подбородком). Их делали из шелковых лент или из модного в то время
кружева ручного плетения
Бесспорно, мода строго предусматривала цвет и материал мантоньерок. Даже
под крохотной шляпкой «биби» носили такое количество завязок из кружева
и лент, что в них можно было кокетливо прятать лицо. Подражание, с
одной стороны, античным богиням, с другой – идеализированному образу
крестьянки было не только обязательным следованием стилю, не только
частью этикета, но и соответствовало образу дамы изящной, похожей на
дуновение. В духе эпохи бвли также небольших размеров шляпки из тонких
материалов пастельных тонов.
Чепец или кокошник? Не
успели пожелтеть в сундуках платья из светлых вуалей в стиле ампир, а
шляпная мода, весьма скорая на перемены (до 30 новых моделей в сезон),
уже провозгласила нового кумира. Им стал головной убор, называемый
«чепец». В конце 18 века он уже успел покрасоваться на вершинах дамских
париков, но с 1820-х годов чепец обретает новое значение в костюме,
обозначая семейное положение женщины – носили его только замужние. Форма
чепца, прилегающая к голове и обрамляющая лицо, оказалась необычно
уместной для множества кружев, лент и искусственных цветов из шелка.
Чепец носили только днем, до выезда на бал или во французскую драму
(русский театр публика не слишком жаловала), но в конце 1830-х годов
вкусы переменились. Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы
появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных
крупным жемчугом и вуалями. Это относилось только к дворцовой знати.
Домашняя и простая. Образ
женщины утратил черты кокетливой прелестницы, в ней появилось что-то
уютное, домашнее, простое. Изменения в стиле бытовой культуры не
относились к капризам моды, их породила живопись группы немецких и
австрийских художников, ставшая очень популярной в буржуазной среде.
Позднее это влияние рассеялось на все слои населения европейских
городов. Атмосфера уютных семейных вечеров в окружении добротных
вещей возвестила о новом художественном стиле, название которому –
бидермайер – дали лишь после того, как он ушел в прошлое. Этот
немецко-австрийский ветерок прошелестел и в шляпной моде, породив
замечательные модели. Тюрбан пришел в наряды светских дам (его носили
только на балах, украшая пером и драгоценностями) из театрального
костюма. На подмостках сцены тюрбан служил штрихом, подчеркивающим
колорит Востока, потому что он имел сходство с чалмой.
Так же со сцены в шляпную моду попала в первой половине 19 века
шляпа-гнездо «шутэ». Это был головной убор, схожий с чепцом, но из
соломы и с мантоньерками. Шляпки из светлой и темной соломы станут
особенно модными в конце 19 и на протяжении 20 века.
Неизменный берет. Малиновый
берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, можно причислить
к достоянию русской культуры. В начале 19 века в России дамы носили
берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов –
бархата, парчи, лионского шелка. Их украшали пером и аграфом –
драгоценной застежкой. Слово «берет» произошло из итальянского, его
носили мужчины и женщины в Европе с 15 века.
Без модисток век не мил. Декоративная
избыточность второй половины 19 века, насыщенность всевозможными
подражаниями стилям прошедших эпох, объясняется не только щедростью
моды, но и набравшим ускорение техническим прогрессом в области
обработки и производства текстиля. Кружево, вышивка и иные украшения
костюма, стоившие раньше огромных денег и труда, теперь делали с
помощью машин. Индустрия шляпного дела из привилегированного ремесла,
обслуживающего аристократию, превратилась в хорошо отлаженное
производство для широких слоев городского населения. Однако особенность
шляпного ремесла такова, что сам процесс изготовления шляпы
механизировать нельзя. Это всегда не просто ручная работа, а искусное
мастерство. Образ модистки (мастерицы, шьющей шляпы), не без помощи
авторов модных водевилей, стал нарицательным. Близость шляпных мастериц к
дамам высшего света, их артистизм, популярность в городской среде
снабдили бытописателей второй половины 19 века игривыми сюжетами.
По утрам, пока длинные волосы дам не были уложены в прическу, надевали
чепец. Вот как описывается модель чепца для утреннего туалета в журнале
«Парижские моды» за 1887 год: «Круглый фон из вышитого кремового тюля
гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую
головку «бульоне». Посредине бант из узких бледно-розовых лент и высокий
кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент».
Общность стилистических деталей охватила не только костюм, но и всю
бытовую среду. В эпоху стиля «историзм», когда в убранстве дома, в
одежде, в бесчисленных мелочах смешивались или повторялись великие стили
прошлых эпох, не была забыта и драгоценность 17 и 18 веков – кружево.
Пожилые дамы, а таковыми считались женщины за сорок, ходили дома и
выезжали на балы в кауфюрах – сооружения из схожего с ручным кружева
(тюлевого или гипюрового) французского или немецкого производства. Кружево
спускалось на затылок фалдами и крепилось на голове с помощью репсовых
или бархатных лент и искусственных цветов, преимущественно роз, близких
по тону к натуральному.
Шляпа, как туфли и сумка, когда-то возведенные нашими предками в ранг
священнодействия и ритуала, постепенно утратили понимание ее глубинной
сути, но шифр священнодействия продолжает в них жить, независимо от
того, понимаем мы его или нет.
Шляпа - непременный аксессуар одежды любой дамы во все времена. Она могла выйти на улицу без сумочки, но забыть шляпку... Что вы, что вы, - никогда! "Простоволосая", - с горечью говорили на Руси, глядя вслед полоумной женщине, жалея ее.
20 век, сделав переворот в женской моде, все же не смог
избавиться от шляпки. То угасая, то вспыхивая ярким огоньком, - каждый
раз под новым углом зрения модельеров и времени, она мелькает, словно
мотылек, прокладывая свой путь в XXI век.
|